Информация о ФМЦ Документы Полезные ссылки Календарь Обратная связь

Часто задаваемые вопросы


Какие возможности для получения профессионального образования есть у лиц, не имеющих основного общего образования?

Развернуть ответ


Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья - это синонимы?

Развернуть ответ


Можно ли поступить на обучение по образовательным программам СПО ребенку-инвалиду на льготных условиях.

Развернуть ответ


Каким образом абитуриент, имеющий инвалидность или ограниченные возможности здоровья должен заявить о своих особых образовательных потребностях?

Развернуть ответ


Возможен ли прием инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по профессиональным образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?

Развернуть ответ


Если в образовательной организации не обучается ни один инвалид, должна ли она создавать специальные условия для получения образования для этой категории обучающихся?

Развернуть ответ


Можно ли отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей?

Развернуть ответ


Есть ли какие-либо ограничения по тому, какие образовательные программы могут быть адаптированными?

Развернуть ответ


Можно принять на обучение по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования лицо с задержкой психического развития?

Развернуть ответ


Можем ли мы принять (перевести) на обучение лицо с ограниченными возможностями здоровья, которое является совершеннолетним? Ведь в данном случае необходимые для адаптации под нужды данного обучающегося рекомендации ПМПК получить не представится возможным.

Развернуть ответ


Подлежит ли отдельному лицензированию образовательная деятельность по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования?

Развернуть ответ


Подлежат ли отдельной государственной аккредитации адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования?

Развернуть ответ


Кто и каким образом определяет какие дополнительные условия должны быть созданы для прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам?

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем следует отметить, что это не означает, что не могут быть предусмотрены особенности организации и проведения промежуточной аттестации рассматриваемой категории обучающихся. Это означает лишь то, что указанные особенности могут быть установлены самой образовательной организацией, например, в адаптированной образовательной программе.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Из данных норм следует, что итоговая аттестация:

  • не является обязательной по ряду образовательных программ;
  • проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
  • освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, завершается государственной итоговой аттестацией.

В тех случаях, когда итоговая аттестация не является государственной, как и для промежуточной аттестации, ее порядок и формы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и, соответственно, действующим законодательством не регулируются.

Согласно ч. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по отдельным программам определяются Минобрнауки России, если указанным Федеральным законом не установлено иное.

На настоящий момент в сфере среднего профессионального образования действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968.

В данном порядке выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  • проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
  • присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
  • пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
  • обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);
  • дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

17.10.2016 • Постоянная ссылка

Свернуть ответ


Если обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по адаптированной образовательной программе, то может ли он в дальнейшем быть переведен по собственному желанию или в связи с изменением его или ее состояния здоровья на обучение по «обычным» образовательным программам?

Развернуть ответ


Что такое адаптированная физкультура?

Развернуть ответ


Какую литературу вы можете порекомендовать к ознакомлению по вопросам СПО обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ?

Развернуть ответ


Чем конкурс профмастерства может быть полезен лицам с ОВЗ и инвалидностью?

Развернуть ответ


Можно ли при обучении по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключать трудные для овладения данными категориями обучающихся разделы и темы программ?

Развернуть ответ


С какими организациями региона необходимо взаимодействовать для привлечения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовые профессиональные образовательные организации и систему среднего профессионального образования в целом?

Развернуть ответ


Должны ли мастера производственного обучения проходить повышение квалификации по инклюзивному образованию?

Развернуть ответ


Должна ли базовая профессиональная образовательная организация осуществлять сопровождение обучающихся из числа инвалидов в других организациях среднего профессионального образования в регионе?

Развернуть ответ


Что такое базовая профессиональная образовательная организация? Каково ее предназначение?

Развернуть ответ


Есть ли различия в понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалиды»

Развернуть ответ

Об этом разделе

В этом разделе публикуются ответы на часто задаваемые вопросы экспертов Федерального методического центра.

Ответы на часто задаваемые вопросы формируются на основании обобщения задаваемых экспертам центра вопросов в рамках работы горячей линии сайта, проводимых вебинаров и консультаций.

Помимо знакомства с этим разделом рекомендуем Вам ознакомиться с законодательными актами, методическими рекомендациями, проектными документами, доступными в разделе документы. Эти материалы также позволят Вам получить более подробную информацию об организационно-методических аспектах функционирования базовых профессиональных образовательных организаций.

Как задать вопрос?

Вопросы, которые у Вас возникают в ходе осуществления Вашей профессиональной деятельности, можно направлять экспертам нашего проекта по адресу fmcspo@mail.ru

Ответы экспертов на наиболее интересные и актуальные обращения будут опубликованы в этом разделе.