Часто задаваемые вопросы
Какие возможности для получения профессионального образования есть у лиц, не имеющих основного общего образования?
Лица, не имеющие основного общего образования (VIII вида) могут быть зачислены в профессиональную образовательную организацию на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих.
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья - это синонимы?
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2). Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1). Образовательное законодательство не устанавливает порядок и необходимость установления статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для лиц, имеющих статус «инвалид» («ребёнок-инвалид»). Соответственно, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья - это нетождественные категории.
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Можно ли поступить на обучение по образовательным программам СПО ребенку-инвалиду на льготных условиях.
Нет. Согласно ФЗ-273 среднее профессиональное образование является общедоступным, соответственно льгот и преимуществ не предусмотрено.
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Каким образом абитуриент, имеющий инвалидность или ограниченные возможности здоровья должен заявить о своих особых образовательных потребностях?
Процедура заявления об особых образовательных потребностях абитуриента не прописана в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36). Рекомендуется включать в заявление абитуриента информацию о наличии инвалидности или ограниченных возможностей здоровья, а также необходимых условиях обучения.
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Возможен ли прием инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по профессиональным образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?
Да, прием возможен. Однако пройти практику они не смогут. Рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда уведомить их в письменном виде под подпись о возможных последствиях (невозможность прохождения практики и завершения обучения).
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Если в образовательной организации не обучается ни один инвалид, должна ли она создавать специальные условия для получения образования для этой категории обучающихся?
Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся.
23.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Можно ли отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей?
В соответствии с ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Каких-либо специальных оговорок или условий отчисления в данной ситуации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья действующее образовательное законодательство РФ не содержит.
Соответственно, да, отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей можно. Отчисление при этом будет проводиться в общем порядке.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Есть ли какие-либо ограничения по тому, какие образовательные программы могут быть адаптированными?
В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образования в РФ» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Как видно из приведенной нормы, данное определение не предусматривает каких-либо ограничений по составу образовательных программ, которые могут быть адаптированными. Не содержат таких ограничений и иные нормы образовательного законодательства.
Наоборот, отдельными нормами регулируется обучение по отдельным видам адаптированных образовательных программ. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно же ч. 8 ст. 79 указанного Федерального закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Приведенные нормы в условиях отсутствия ограничений по видам образовательных программ, которые могут быть адаптированными, свидетельствуют, что адаптированной может быть любая образовательная программа.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Можно принять на обучение по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования лицо с задержкой психического развития?
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Упомянутое в данной норме «иное» касается лишь реализации интегрированных образовательных программ и к рассматриваемому вопросу не имеет отношения. Каких-либо требований к состоянию психического здоровья и развития поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования действующее законодательство не содержит.
Таким образом, даже если поступающий имеет задержку психического развития, но при этом имеет основное общее образование, то отказать ему в приеме на этом основании будет незаконным и может повлечь за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в приеме в образовательную организацию.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что в отличие от ранее действующего законодательства лица с умственной отсталостью, обучавшиеся по соответствующим адаптированным образовательным программам, не могут быть приняты на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в связи с отсутствием у них основного общего образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» наличие основного общего образования или среднего общего образования подтверждается исключительно соответствующим аттестатом. Выдаваемое лицам с умственной отсталостью свидетельство об обучении наличие основного общего образования не подтверждает.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Можем ли мы принять (перевести) на обучение лицо с ограниченными возможностями здоровья, которое является совершеннолетним? Ведь в данном случае необходимые для адаптации под нужды данного обучающегося рекомендации ПМПК получить не представится возможным.
Порядок получения обучающимися рекомендаций ПМПК регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082. Из текста данного положения следует, что данные комиссии осуществляют свою деятельность исключительно в отношении детей. В соответствии с СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Вместе с тем, свои рекомендации по организации обучения и воспитания рассматриваемая комиссия дает на основе комплексного обследования. Конкретные рекомендации могут быть связаны с медицинским диагнозом весьма условно. Более того, по указанной причине отсутствуют нормативные документы, связывающие медицинский диагноз обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и вытекающие из этого рекомендации по организации обучения.
Таким образом, получается, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, достигшие возраста 18 лет, лишаются права быть обследованными психолого-медико-педагогической комиссией и, соответственно, получить необходимые рекомендации для учета их индивидуальных особенностей при реализации адаптированных образовательных программ. С другой стороны, организация, осуществляющая образовательную деятельность в данной ситуации при реализации адаптированных образовательных программ будет вынуждена опираться не на рекомендации компетентных специалистов, а на собственное видение данного вопроса.
Вместе с тем, получение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обязательно только для приема на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам. Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Таким образом, наличие рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не является обязательным. В связи с этим отказ в приеме на обучение по рассматриваемым образовательным программам лицу с ограниченными возможностями здоровья по причине отсутствия у него рекомендаций указанной комиссии будет незаконен и может повлечь за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в приеме в образовательную организацию.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Подлежит ли отдельному лицензированию образовательная деятельность по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования?
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензирование по другим основаниям не предусмотрено.
Соответственно, образовательная деятельность по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования отдельному лицензированию не подлежит. Для получения права на реализацию, например, адаптированных образовательных программ среднего общего образования, таким образом, достаточно только лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Подлежат ли отдельной государственной аккредитации адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования?
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в РФ» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Поскольку отдельных федеральных государственных образовательных стандартов по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования не установлено (единственное исключение составляет федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 503), то адаптированные образовательные программы отдельной государственной аккредитации не подлежат.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Кто и каким образом определяет какие дополнительные условия должны быть созданы для прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам?
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем следует отметить, что это не означает, что не могут быть предусмотрены особенности организации и проведения промежуточной аттестации рассматриваемой категории обучающихся. Это означает лишь то, что указанные особенности могут быть установлены самой образовательной организацией, например, в адаптированной образовательной программе.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Из данных норм следует, что итоговая аттестация:
- не является обязательной по ряду образовательных программ;
- проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
- освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, завершается государственной итоговой аттестацией.
В тех случаях, когда итоговая аттестация не является государственной, как и для промежуточной аттестации, ее порядок и формы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и, соответственно, действующим законодательством не регулируются.
Согласно ч. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по отдельным программам определяются Минобрнауки России, если указанным Федеральным законом не установлено иное.
На настоящий момент в сфере среднего профессионального образования действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968.
В данном порядке выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);
- дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Если обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по адаптированной образовательной программе, то может ли он в дальнейшем быть переведен по собственному желанию или в связи с изменением его или ее состояния здоровья на обучение по «обычным» образовательным программам?
Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучаться по адаптированным образовательным программам. Речь идет о реализации их права на учет особенностей и создание специальных условий.
В связи с этим, безусловно, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья имеет право быть переведенным на обучение по «обычным» образовательным программам.
17.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Что такое адаптированная физкультура?
Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, посредством физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
16.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Какую литературу вы можете порекомендовать к ознакомлению по вопросам СПО обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ?
Мы можем порекомендовать ознакомиться с несколькими книгами. Первая книга – «Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья». – М.: «Национальный книжный центр», 2013г. под редакцией И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. Этот источник раскрывает особенности развития детей с речевыми, двигательными, сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями, содержит информацию о специальных образовательных потребностях детей с ОВЗ, представлены показания к дистанционному обучению, а также раскрываются особенности организации и специальные педагогические условия эффективного дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Вторая книга – «Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ОВЗ». – М.: «Академия», 2014 г. под редакцией Богдановой Т.Г. В этом учебнике представлены теоретические основы социальной адаптации, реабилитации и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ разного возраста. Данная книга ценна тем, что на данный момент в ней собран максимально полный список литературы и ссылок на различные источники по вопросам СПО лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
16.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Чем конкурс профмастерства может быть полезен лицам с ОВЗ и инвалидностью?
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут раскрыться в различных сферах жизни. Например, люди со сниженным зрением превосходно работают как медицинские специалисты, владеющие различными техниками восстановления здоровья пациента (по профессии массажист). Другие люди с ОВЗ прекрасно раскрываются в творческих профессиях, работая преподавателями музыки, например.
Сам конкурс профмастерства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью полезен как некая форма психотренинга. Он может помочь студенту с ОВЗ не только поднять самооценку, поверить в свои силы, поставить новые профессиональные задачи перед собой, но также может помочь потенциальному работодателю заметить и привлечь в свою организацию талантливых молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
16.10.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Можно ли при обучении по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключать трудные для овладения данными категориями обучающихся разделы и темы программ?
Реализуя программы среднего профессионального образования при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо четкое соблюдение учебного плана и полного объема содержания образовательных программ.
18.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
С какими организациями региона необходимо взаимодействовать для привлечения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовые профессиональные образовательные организации и систему среднего профессионального образования в целом?
В первую очередь взаимодействие по привлечению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовые профессиональные образовательные организации для обучения по специальностям среднего профессионального образования должна осуществляться в общеобразовательных организациях с обучающимися 7-11 классов, ПМПК, Бюро медико-социальной экспертизы, филиалами Всероссийского общества инвалидов и другими общественными организациями.
16.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Должны ли мастера производственного обучения проходить повышение квалификации по инклюзивному образованию?
Руководители базовой профессиональной образовательной организации, преподаватели, мастера производственного обучения, специалисты сопровождения должны пройти повышение квалификации, в том числе в форме стажировок по вопросам инклюзивного профессионального образования.
16.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Должна ли базовая профессиональная образовательная организация осуществлять сопровождение обучающихся из числа инвалидов в других организациях среднего профессионального образования в регионе?
Базовая профессиональная образовательная организация осуществляет методическое сопровождение организации и реализации инклюзивного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации.
14.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Что такое базовая профессиональная образовательная организация? Каково ее предназначение?
Базовая профессиональная образовательная организация (БПОО) – профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.
Направления деятельности базовых профессиональных образовательных организаций:
обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО;
реализация образовательных программ СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы
осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики.
13.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
Есть ли различия в понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалиды»
Не все дети с ограниченными возможностями здоровья являются инвалидами. Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
13.09.2016 • Постоянная ссылка
Развернуть ответ
Свернуть ответ
|
|
Об этом разделе
В этом разделе публикуются ответы на часто задаваемые вопросы экспертов Федерального методического центра.
Ответы на часто задаваемые вопросы формируются на основании обобщения задаваемых экспертам центра вопросов в рамках работы горячей линии сайта, проводимых вебинаров и консультаций.
Помимо знакомства с этим разделом рекомендуем Вам ознакомиться с законодательными актами, методическими рекомендациями, проектными документами, доступными в разделе документы. Эти материалы также позволят Вам получить более подробную информацию об организационно-методических аспектах функционирования базовых профессиональных образовательных организаций.
Как задать вопрос?
Вопросы, которые у Вас возникают в ходе осуществления Вашей профессиональной деятельности, можно направлять экспертам нашего проекта по адресу fmcspo@mail.ru
Ответы экспертов на наиболее интересные и актуальные обращения будут опубликованы в этом разделе.
|