Информация о ФМЦ Документы Полезные ссылки Календарь Обратная связь

Документы

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОГРАММАМ СПО ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успешное развитие региональной системы инклюзивного образования по программам среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ возможно при условии действенной образовательной политики Российской Федерации на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, муниципальном. Данная государственная образовательная политика нашла свое отражение в принятых в 2012 году комплексе документов: Указ президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденные 31 января 2013 года и др.

 В связи с этим целью региональной системы инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования является приведение в соответствие уровня развития региона трендам развития страны. Поэтому разработка адекватной методики оценки региональных систем инклюзивного образования по программам среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ является актуальной для системы образования РФ. В современных условиях региональные оценочные системы должны опираться на общенаучные принципы, гарантирующие эффективность их функционирования, базироваться на современных научных разработках в области педагогических измерений, обеспечивать информационный базис для повышения качества результатов образования и прогнозирования динамики его изменения, а также учитывать стратегические приоритеты и особенности развития региональных систем образования.

Целью разработанной модели оценки региональных систем инклюзивного образования по программам среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ является обеспечение надежной и актуальной информацией руководителей и работников системы образования, органов управления образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования.

Задачами методики оценки региональных систем инклюзивного образования среднего профессионального образования являются:

  • формирование системы критериев и показателей для оценки качества регионального инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • создание банка заданий для проведения мероприятий по оценке качества образования;

  • выявление факторов, влияющих на качество регионального инклюзивного образования;

  • разработка методических рекомендаций по сбору и анализу информации, необходимой для оценки региональной системы образования;

  • разработка модели оценки эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО;

  • разработка методических рекомендаций по обобщению и представлению результатов, полученных в результате оценки региональной системы инклюзивного образования по программам СПО по разработанным критериям и показателям.

Понятия и термины:

Среднее профессиональное образование (СПО) инвалида или лица с особыми возможностями здоровья – уровень профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики.

Профессиональное обучение (ПО) инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Качество образования - интегральная характеристика региональной системы инклюзивного образования СПО, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.

Критерии – признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).

Показатели – количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выбор критериев и показателей оценки региональных систем инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ основывается на следующих принципах:

  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;

  • открытость и информационная безопасность;

  • учет текущих и перспективных потребностей системы регионального образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • ориентация на требования внешних пользователей;

  • информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;

  • реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;

  • оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

  • минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

  • иерархичность системы показателей;

  • инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

  • переход к системе мониторинговых исследований;

  • единство создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;

  • соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;

  • сочетание процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества;

  • обоснованное повышение роли независимой системы оценки качества и педагогической экспертизы.

Конкретный набор критериев, показателей и индикаторов оценки региональных систем инклюзивного образования среднего профессионального образования определяется приоритетами государственной и региональной образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей образовательных услуг в регионе.

Требования к системе критериев, показателей и индикаторов оценки региональных систем инклюзивного образования среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

В данной методике мы рассматриваем критерии как признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность, а показатели как количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса; индикаторы - характеристики, которые могут быть измерены. Критерии, показатели и индикаторы должны соответствовать ряду следующих требований:

  • полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;

  • необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам региональной системы оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования);

  • оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);

  • экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета должен быть относительно дешевым и оптимальным по трудозатратам);

  • универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей регионов для проведения сравнительного анализа собранной информации);

  • однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);

  • открытость системы показателей (банк показателей) и результатов оценки, как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.

Примерный перечень критериев и показателей оценки региональной системы инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ

Эти критерии и показатели должны быть представлены на двух уровнях – уровне среднего профессионального образования и уровне профессионального обучения

I. На уровне среднего профессионального образования (СПО):

2.1. Сведения о развитии среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • численность студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам СПО по очной форме обучения, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО по очной форме обучения;

  •  содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе по адаптированным образовательным программам;

  • кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

  • наличие кадрового обеспечения, реализующего коррекционную направленность обучения, а также реализующих комплексный характер сопровождения обучающихся из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ;

  • материально-техническое и информационное обеспечение профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе адаптированного для обучающихся и абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ;

  • учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

  • изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

  • финансово-экономическая деятельность профессиональных образовательных организаций;

  • структура профессиональных образовательных организаций (в том числе характеристика филиалов);

  • трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

II. На уровне профессионального обучения (ПО):

2.1. Сведения о развитии профессионального обучения:

  • численность лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающегося по программам профессионального обучения;

  • содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

  • кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных программ профессионального обучения, а также реализующих коррекционную составляющую образовательного процесса;

  • материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения, в том числе адаптированное под возможности обучающихся и абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ;

  • специальные образовательные условия для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

  • трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

  • финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации основных программ профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

  • сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе.

Ш. Дополнительная информация о системе инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ

3.1. Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:

  • партнерство и сотрудничество с научными организациями;

  •  участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

3.2. Сведения о международном сотрудничестве и партнерстве среди организаций науки и практики, реализующих программы профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

3.3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы инклюзивного образования:

  • оценка деятельности системы образования гражданами (студентами, абитуриентами, родителями, представителями общественных организаций);

  • результаты участия обучающихся лиц в региональных, федеральных и международных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях среди лиц с инвалидностью и ОВЗ;

  • развитие механизмов государственно-частного управления в системе инклюзивного профессионального образования и обучения;

  •  развитие региональных систем оценки качества инклюзивного образования.

При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации об эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и По для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках процедуры оценки устанавливаются нормативными правовыми документами, ее регламентирующими.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СБОРУ И АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗРАБОТАННЫМ КРИТЕРИЯМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ

1. Настоящие Рекомендации устанавливают порядок осуществления сбора и анализа информации для оценки региональной системы инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Сбор и анализ информации осуществляется в целях непрерывного системного мониторинга состояния и перспектив развития инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования соответствующих образовательных систем за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

3. Организация сбора и анализа информации осуществляется региональными Министерствами образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления).

4. Региональные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам СПО и ПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

По решению органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Сбор информации осуществляется на основе данных регионального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

6. Сбор и анализ информации проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и критериями оценки региональной системы инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливаемыми указанными органами.

Порядок проведения процедуры сбора и анализа информации устанавливается региональным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

7. Для расчета показателей, указанных в Модели оценки эффективности региональной системы инклюзивного профессионального образования рекомендуется применять следующие методы сбора информации:

1) изучение нормативных правовых актов с целью определения или уточнения параметров деятельности ОО;

2) изучение статистической информации органов исполнительной власти и учреждений;

3) анкетирование (попечительских, общественных, наблюдательных советов организаций, партнеров и пр.).

8. Основные этапы проведения процедуры сбора и анализа информации могут быть представлены в следующем виде:

1 этап. Сбор первичных данных статистики на уровне образовательной организации; муниципалитета; области; региона (01.07 – 30.07).

- утверждение методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения;

-запрос от органов МСЭ данных о количестве лиц с инвалидностью в регионе;

-запрос от ЦМПК региона данных о лицах с подтвержденным статусом обучающийся с ОВЗ;

- запрос от ОО данных по качеству образовательной деятельности и качеству условий ее реализации по первичной форме (см. Приложение);

- анализ официальных страниц ОО в Интернет пространстве: наличие и соответствие требованиям Постановлению Правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"

- анкетирование общественных организаций инвалидов, организаций объединяющих родителей детей с инвалидностью и иных общественных организаций;

- анкетирование организаций секторов экономики – партнеров, работодателей;

- анкетирование инклюзивных и специальных школ.

2 этап. Анализ данных и подготовка предложений.

- анализ доступности программ СПО и ПО для лиц с инвалидностью и ПО в регионе:

- обобщение и анализ данных от образовательных организаций по результирующей форме (Приложение);

-обобщение и анализ данных от общественных организаций, сетевых и социальных партнеров;

-формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации;

- расчёт интегральных показателей эффективности деятельности ОО реализующих программы СПО и По для инвалидов и лиц с ОВЗ и оценка влияния на этот интегральный критерий отдельных показателей, формирование рейтинга ОО региона;

-подготовка аналитических записок по результатам оценки эффективности региональных систем инклюзивного профессионального образования.

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ СПО

В системе российского среднего профессионального образования (СПО) и профессионального обучения (ПО) развитие инклюзивных процессов явление сравнительно новое и требующее дальнейшего изучения, совершенствования и развития. Необходимо подчеркнуть, что процесс развития инклюзивного СПО и ПО подразумевает согласованную целенаправленную работу всех субъектов и социальных институтов, вовлеченных прямо и косвенно в его реализацию. Это уровень Федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти; уровень собственно институтов образования, социальной защиты и здравоохранения; уровень реального сектора экономики как потенциального потребителя и работодателя; а также уровень автономных граждан.

 В этом смысле эффективность региональной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ не может быть рассмотрена с классических позиций соотношения затрат и результатов деятельности образовательных организаций. На данном этапе развития региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ возможно выделение ряда критериев показателя социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации программ в социальное развитие.

 Показатель социальной эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ должен интегрировать критерии доступности и результативности.

Данная модель включает в себя следующие компоненты:

1. Доступность инклюзивного образования по программа СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе.

2. Оценка результативности деятельности образовательных организаций, реализующих программы СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе.

В свою очередь результативность деятельности образовательных организаций, реализующих программы СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ складывается из оценки качества результатов обучения и качества условий обучения.

Оценка качества результатов образовательной деятельности ОО и качества условий ее реализации в пространстве региона реализуется на трех уровня: областном, муниципальном и на уровне образовательных организаций.

При измерении качества образовательного процесса принципиальным является наличие критериев и показателей двух типов - внутренних и внешних

  • оценка деятельности системы образования по внутренним показателям осуществляется внутрисистемными субъектами (педагогические коллективы, директора, эксперты и др.).

  • субъекты, не принадлежащие областной системе образования (ассоциации работодателей, общественные организации, в том числе лиц с инвалидностью, эксперты и др.), производят независимую оценку деятельности системы по внешним критериям и показателям.

Результативность деятельности образовательных организаций региональной системы инклюзивного образования по программам СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ региона предполагает также общественно-государственную оценку.

Общественно-государственная оценка региональной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется через ряд имеющихся институциональных форм и механизмов, среди них:

  • публичные отчеты руководителей (директора ОО, руководители муниципальных систем образования и др.);

  • общественно-профессиональные слушания;

  • публикации в СМИ и Интернете;

  •  обсуждение проблем, результатов, качества и доступности инклюзивного образования по программам СПО И ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ на общественных, экономических, научно-практических, общественно-политических форумах, конференциях, семинарах;

  • аналитические отчеты и исследования некоммерческих организаций, социологических и др. центров.

Процедура оценки эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО включает:

1. Оценку доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

Значение показателя "Доступность СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ" осуществляется путем анкетирования и определяется по формуле: B / A x 100%,

где: B - численность инвалидов и лиц с ОВЗ обучающихся по программам СПО (единица измерения - человек);

A - общая численность инвалидов и лиц с ОВЗ среди потенциальных абитуриентов и студентов ОО (например, в возрасте от 16 до 55 лет) (единица измерения - человек)

2. Оценку качества результатов обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО И ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ:

Данная процедура предполагает оценку образовательных достижений, обучающихся и выпускников, компетентностного уровня и социального опыта обучающихся через внешний и внутренний образовательный аудит, анализ результатов конкурсов профессионального мастерства, данные ПФ РФ о трудоустройстве выпускников СПО и ПО, независимой результативности деятельности оо и информационной прозрачности системы инклюзивного образования.

3. Оценку условий реализации программ СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Данная процедура предполагает нормативно-правовое обеспечение; аттестацию педагогических кадров; материально-техническое обеспечение; финансово-хозяйственную деятельность; сетевое взаимодействие; развитие системы дополнительного образования на базе действующей образовательной организации СПО и ПО.

Измерительные средства и инструменты оценки эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО

Оценка эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО осуществляется на основе системы критериев, показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования и профессионального обучения (качество процесса, качество результата, качество условий).

Уровневая модель отражает взаимосвязь между субъектами региональной системы оценки (разного уровня) в соответствии с их полномочиями и функциями.

Организационно-управленческая структура оценки имеет три уровня: региональный, муниципальный и институциональный. Функционирование модели оценки эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО И ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает разделение полномочий организационных структур.

1. Министерство общего и профессионального образования региона:

  • осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями СПО и ПО расположенными на территории региона, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

  • осуществляет контроль эффективности образования обучающихся по программам СПО и ПО среди лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе качества подготовки выпускников в период проведения государственной (итоговой) аттестации, в соответствии с федеральными и региональным компонентами государственных образовательных стандартов (адаптированных образовательных программ) в образовательных организациях, расположенных на территории региона;

  • организует проведение аттестации руководящих и педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций субъекта РФ;

  • координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки эффективности инклюзивного образования, в том числе СПО и ПО;

  • принимает управленческие решения по совершенствованию доступности, качества и эффективности инклюзивного образования по программам СПо и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе.

  • Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования субъекта РФ осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций, расположенных в субъекте РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных организаций, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесена законодательством к компетенции Российской Федерации;

  • осуществляет контроль над соблюдением образовательными организациями лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции.

2. Центр оценки качества образования

  • проводит анализ действующих федеральных нормативных документов, регламентирующих апробацию и функционирование модели оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • проводит анализ инструктивных и нормативных материалов, регламентирующих апробацию и функционирование модели оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • разрабатывает и внедряет модель оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте РФ;

  • организует взаимодействие субъектов системы оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ (общественных организаций, педагогических сообществ, общественных советов, общественных ассоциаций, общественных движений, некоммерческих организаций и др.);

  • разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ образования субъекта РФ;

  •  разрабатывает технологии и методики измерений, обеспечивающих объективный характер оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  •  осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения процедур оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ ;

  •  определяет состояние и тенденции развития региональной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • создает региональные базы данных образовательных организаций, реализующих программы СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, регулярно проводит актуализацию этих данных;

  • проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам повышения эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе;

  • участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы инклюзивного образования по программа СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ региона;

  • организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных организаций субъекта РФ и муниципальных органов управления образованием по направлению внедрения модели оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • организует и проводит совместно с Вузами и научными организациями прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по проблемам мониторинга и контроля за эффективностью региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  •  проводит подготовку и принимает участие в мероприятиях, направленных на совершенствование системы оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также готовит предложения по совершенствованию предлагаемой модели;

  • содействует обновлению нормативной правовой базы документов, относящихся к обеспечению эффективности региональной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • проводит анализ эффективности функционирования сети образовательных организаций (профессионального образования) , реализующих программы СПо и ПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ субъекта РФ и разрабатывает предложения по ее оптимизации и совершенствованию;

  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе;

  •  организует взаимодействие субъектов оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в «Интернет- пространстве».

3. Региональная организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

  • осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, профессиональных и общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования, в том числе по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов по вопросам оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования, в том числе по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках проектной деятельности и управления региональными проектами;

  • участвует в проведение экспертизы образовательных программ;

  • участвует в организации и проведении научно-методических конференций по внедрению и функционированию модели оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования, в том числе по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ.

4. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:

  • участвуют в реализации процедур оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • обеспечивают проведение мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях;

  • участвуют в организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников ОО СПо и По;

  • участвуют в разработке методики рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных организаций и организуют проведение рейтинговых процедур;

  • осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО, анализируют результаты оценки эффективности деятельности ОО на муниципальном уровне;

  • обеспечивают подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению оценочных процедур;

  • проводят анализ эффективности функционирования муниципальной сети инклюзивных образовательных организаций, разрабатывают предложения по ее оптимизации;

  •  принимают управленческие решения по результатам оценки муниципальной системы инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ.

5. Образовательные организации:

  • участвуют в разработке и апробации системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования, региональной системы инклюзивного образования;

  • обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам эффективности инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • участвуют в разработке и апробации методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательной организации в составе муниципального образования;

  • организуют систему мониторинга результативности образования в образовательной организации; осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации и участников образовательного процесса; анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации, в том числе для лиц с инвалидностью и ОВЗ;

  • обеспечивают предоставление информации о результативности образования в своей образовательной организации на муниципальный и региональный уровни;

  • обеспечивают подготовку работников образовательной организации и общественных экспертов по осуществлению контрольно-измерительных и оценочных процедур;

  • разрабатывают мероприятия, направленные на совершенствование оценки эффективности инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации, участвуют в этих мероприятиях и готовят предложения по совершенствованию этой системы;

  • формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению доступности и результативности инклюзивного образования в образовательной организации;

  • анализируют организацию, содержание и результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся (выпускников) образовательной организации, анализируют данные о трудоустройстве и формируют предложения по ее совершенствованию;

  • принимают управленческие решения по результатам оценки эффективности инклюзивного образования на уровне образовательной организации.

6. Общественные институты:

  • реализуют общественный контроль за деятельностью образовательных организаций в форме общественного наблюдения и (или) общественной экспертизы;

  •  принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ образовательной организации, муниципальной системы образования и системы образования субъекта РФ;

  •  принимают участие в обсуждении результатов оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОБЩЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ СПО ПО РАЗРАБОТАННЫМ КРИТЕРИЯМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ

1. Основными объектами (адресатами) практического использования и применения результатов оценки региональной системы инклюзивного образования по программам СПО выступают:

  • руководители и педагогические работники образовательных организаций, руководители и специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования;

  • руководители, специалисты региональных отделов Министерства труда и социального развития;

  • специалисты образовательных организаций, родители;

  • образовательные организации, осуществляющие подготовку педагогических кадров;

  • представители общественных организаций;

  • администрация организаций, осуществляющих трудоустройство выпускников, работодатели.

Результаты выполненных работ предназначены для совершенствования доступности и качества инклюзивного образования по программам СПО и По для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Область практического применения результатов анализа можно определить, как:

- региональный, муниципальный и локальный уровни управления образованием и социальной защиты;

- система общего и среднего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ;

2. Обобщение результатов исследования предполагает анализ доступности инклюзивного образования по программам СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе и предоставление итоговых значений по приведенной формуле (на основе суммирования результатов муниципального, областного уровней):

B/A x 100%.

3. Анализ качества инклюзивного образования предполагает оценку качества результатов обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО И ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ и оценку условий их реализации.

Показатели по контингенту и социальному статусу обучающихся образовательных организаций, а также в целом по типу учреждений отражают индивидуально-ориентированные данные относительно данной категории обучающихся.

3.1. Доля образовательных организаций казенного типа = (число образовательных организаций казенного типа/ общая численность образовательных учреждений) *100% (Аналогично для бюджетных и автономных образовательных учреждений)

Цель – получить число, показывающее долю образовательных организаций казенного (автономного, бюджетного) типа от общего числа образовательных учреждений

3.2. Общее количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, обусловленной нарушением зрения = ∑ по всем ОО (Аналогично для инвалидности, обусловленной нарушением слуха; нарушением речи; нарушением интеллекта; двигательными нарушениями (в том числе ДЦП); расстройством эмоционально-волевой сферы, в том числе расстройствами аутистического спектра (РАС); соматическими заболеваниями; иное).

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, обусловленной нарушением зрения.

3.3. Общее количество обучающихся в учреждениях, работающих по адаптированным образовательным программам по каждой специальности (или как это называется?) = ∑ по всем ОО

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся в учреждении, работающих по адаптированным образовательным программам по каждой специальности (или как это называется)

3.4. Общее количество обучающихся по нозологиям (зрение, слух, НОДА и др) = ∑ по всем ОО.

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся в ОО реализующих программы СПО и ПО каждой нозологической группы

3.5. Общее количество обучающихся принявших участие в конкурсах профессионального мастерства = ∑ по всем ОО (Аналогично для участников конкурсов и победителей конкурсов)

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся принявших участие в конкурсах профессионального мастерства.

3.6.. Общее количество обучающихся принявших участие в волонтерской деятельности ОО = ∑ по всем ОО (Аналогично для волонтерской деятельности на уровне муниципалитета, области и региона)

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся принявших участие в волонтерской деятельности разного уровня.

3.7.. Общее количество обучающихся принявших участие в социокультурной деятельности ОО = ∑ по всем ОО (Аналогично для социокультурной деятельности на уровне муниципалитета, области и региона)

Цель – рассчитать фактические данные по количеству обучающихся принявших участие в социокультурной деятельности разного уровня.

3.8.. Общее количество выпускников ОО, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения по профилю обучения = ∑ по всем ОО (Аналогично для трудоустроившихся не по профилю обучения)

Цель – рассчитать фактические данные по количеству выпускников, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения.

4. Анализ качества условий реализации образовательной деятельности ОО

Доля образовательных учреждений, архитектурно доступных для лиц с инвалидностью и ОВЗ = (число образовательных учреждений, имеющих в наличии пандус для входа в ОО/ общая численность образовательных организаций СПО и По региона) *100% (Наличие в ОО перечисленных 10 условий расценивается как 100%)

Цель – получить число, показывающее долю образовательных учреждений, архитектурно доступных для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

4.1. Доля образовательных организаций, в которых созданы специальный условия образования = (число образовательных учреждений, имеющих в наличии специальное оборудование / общая численность образовательных учреждений) *100%

Цель – получить число, показывающее долю образовательных учреждений, в которых созданы специальные условия образования от общего числа образовательных организаций СПО и ПО.

4.2. Доля образовательных организаций, имеющих в наличии помещения для программ дополнительного образования = (число образовательных организаций, имеющих в наличии помещения для программ дополнительного образования / общая численность образовательных организаций СПО и ПО) *100% (Аналогично для кабинета психолога, кабинета логопеда, сенсорной комнаты, физкультурного зала, производственных мастерских)

Цель – получить число, показывающее долю образовательных организаций, имеющих в наличии помещения для программ дополнительного образования работы от общего числа образовательных организаций.

4.3 Показатели кадрового обеспечения позволяют оценить кадровый потенциал образовательных организаций.

Доля специалистов педагогов-психологов в образовательной организации = (число образовательных организаций, имеющих специалистов педагогов-психологов / общая численность образовательных организаций) *100% (Аналогично для специалистов учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог, инструктор ЛФК (адаптивной физкультуры), медицинский работник, тьютор, нет перечисленных специалистов в учреждении)

Цель – рассчитать число, показывающее долю специалистов педагогов-психологов в образовательных организаций от общего числа образовательных организаций.

4.4. Общее количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по проблемам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (не менее 72 ч.) за последние 3 года = ∑ по всем ОУ.

Цель – высчитать фактические данные по количеству педагогических работников, прошедших повышение квалификации по проблемам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (не менее 72 ч.) за последние 3 года.

4.5. Доля образовательных организаций, имеющих соглашения о сотрудничестве со специальными (коррекционными) школами в текущем году = (число образовательных организаций, имеющих соглашения о сотрудничестве со специальными (коррекционными) школами в текущем году / общая численность образовательных организаций) *100% (Аналогично для соглашений с инклюзивными школами; с общественными организациями; с организациями и учреждениями секторов экономики).

Цель – получить число, показывающее долю образовательных учреждений, имеющих соглашения со специальными (коррекционными) школами в текущем году от общего числа образовательных учреждений.

4.6. Доля образовательных учреждений, имеющих нормативно-правовое обеспечение организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в виде разделов Устава образовательной организации об образовании лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью = (число образовательных организаций, имеющих нормативно-правовое обеспечение организации получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью / общая численность образовательных учреждений) *100% (Аналогично для локальных актов по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (Положение о приеме, Положение о промежуточной аттестации, Положение об итоговой аттестации и пр.), разделов о создании специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в Программе развития учреждения; программ психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ, в том числе для детей с инвалидностью; утвержденных адаптированных основных образовательных программ)

Цель – получить число, показывающее долю образовательных организаций, имеющих нормативно-правовое обеспечение организации получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью от общего числа образовательных учреждений.

4.7. Доля образовательных организаций, имеющих учебно-методические комплекты по реализуемым программам = (число образовательных организаций, имеющих учебно-методические комплекты по реализуемым программам / общая численность образовательных организаций) * 100% (Аналогично для учебно-методической литературы на рельефно-точечном шрифте Брейля, для учебников и учебных пособий с увеличенным размером шрифта для слабовидящих, для аудиоучебников, художественной литературы; электронных вариантов учебников и пособий; библиотеки, специализированной художественной и развивающей литературы; нет в наличии специальных дидактических материалов).

Цель – получить число, показывающее долю образовательных организаций, имеющих учебно-методические комплекты по реализуемым программам от общего числа образовательных учреждений.

4.8. Доля образовательных организаций, реализующих дистанционный формат обучения в качестве формы получения образования = (число образовательных организаций, имеющих дистанционный формат в качестве формы получения образования / общая численность образовательных организаций) * 100% (Аналогично для следующих форм получения образования: очное образование, очно-заочное образование)

Цель – получить число, показывающее долю образовательных организаций, реализующих дистанционный формат обучения в качестве формы получения образования от общего числа образовательных учреждений.

5. Итоговая оценка эффективности.

Применение качественных оценок на основе анализа полученных данных может быть представлено в следующем виде: каждый вид эффекта оценивается по трем критериям: направление действия (положительный-отрицательный), степень выраженности эффекта (слабый, умеренный, значительный) и масштабы охвата лиц с инвалидностью и ОВЗ; вводится балльная шкала оценки: слабый эффект, охватывающий незначительную часть населения, оценивается в 1 балл, значительный эффект, охватывающий большинство населения - в 5 баллов; суммируются оценки по разным видам эффекта.

6. По итогам количественного и качественного анализа данных возможно рейтингование ОО, реализующий программы СПО и По для лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионе.

7. Полученные итоговые результаты представляются в исполнительные органы местной власти (Министерство образования, труда и социальной защиты субъекта РФ).

8. Проводится общественное обсуждение результатов оценки эффективности региональных систем инклюзивного образования среднего профессионального образования. в отчетном периоде;

9. По итогам оценки полученных рейтингов и проведенного общественного обсуждения, разрабатываются предложения по улучшению качества работы ОО реализующих программы инклюзивного среднего профессионального образования.